Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т.к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.
В ГБУ СО МО «КЦСОиР«Коломенский» психолог использует в коррекционно-развивающей работе с детьми разнообразные методы и приемы развития мелкой моторики. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики. Кабинет психолога оснащен многообразными красочными дидактическими пособиями и играми из экологичных материалов. Предметно-развивающая среда на занятиях способствует развитию игрового интереса, формированию целенаправленной деятельности у детей с ОВЗ, развитию мелкой моторики, скоординированности движений пальцев кистей рук, согласованности обеих рук в деятельности.
Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.
http://cso.kol5021.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1832:razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya&Itemid=303#sigFreeId8f64c21c46