Нарушения сферы коммуникации, искажения процессов эмоционального реагирования, своеобразие мотивационно-волевой и когнитивной сфер у детей с расстройствами аутистического спектра требуют гибкого подхода в системе комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения. Одним из методов, позволяющим решить целый комплекс задач, является песочная терапия.
В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) песок может использоваться с целью психопрофилактики и психокоррекции. В спонтанных и специально организованных занятиях происходит высвобождение психического напряжения ребенка, которое может накапливаться в течение дня и быть причиной эмоциональной нестабильности, повышенной возбудимости и даже агрессии.
Взаимодействуя с взрослым и сверстниками в песочнице, аутичный ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения, что существенно повышает его адаптационный потенциал.
Позитивными результатами использования игр с песком в работе с аутичными детьми дошкольного и младшего школьного возраста являются:
. развитие интереса к окружающему миру и увеличение потребности ребенка узнавать новое, экспериментировать и действовать самостоятельно;
. развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации;
. снижение психоэмоциональной напряженности;
. совершенствование предметно-игровой деятельности;
. развитие познавательных психических процессов (восприятие,
внимание, память, мышление, речь, воображение) и мелкой моторики.
Работа преследует следующие цели:
Коррекционные:
- развитие пространственного воображения, образно-логического мышления;
- нормализация эмоционального фона;
- снижение агрессивности;
- коррекция гиперактивности;
- развитие речи и мелкой моторики через развитие сенсорного восприятия природного материала;
- выработка усидчивости, собранности, самоорганизованности, аккуратности, любознательности, внимательности.
Воспитательные:
- развитие умения следовать инструкциям взрослого;
- развитие и закрепление навыков социального общения;
- участие в коллективном творчестве - развитие навыков взаимодействия;
- развитие доброжелательного отношения к окружающим.