Для гармоничного развития личности необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей, важно научить их стимулировать себя в процессе волевого воздействия с помощью положительных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности и творчества.
Техника кляксография – это творческий акт, одна из техник, позволяющих ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Разнообразное сочетание техники кляксографии с другими методиками способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации, самовыражению ребенка, он пробует свои силы и совершенствует свои способности.
Основной метод этой техники – создание абстрактных пятен, которые дополнятся деталями согласно придуманному образу:
- с трубочкой: на бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях;
- с растеканием: на плотную бумагу или картон капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы;
- с пластилином: для начала нужно придумать сюжет и слепить из пластилина главных героев истории. После этого при помощи пятен и вспомогательных материалов создается среда обитания персонажей;
- с ниткой: краску необходимо развести с водой в небольших тарелочках, затем смочить в ней нитки. Выложить нитки на бумагу в произвольной форме или в виде геометрических фигур, оставив свободные части. Затем нитки нужно прикрыть ладонью или другим листом и потянуть за хвостики;
- с монотипией: прием, основанный на отпечатывании пятен на бумаге. Это позволяет добиться симметрии, смешать цвета и получить совершенно новые образы. Сначала нужно поставить небольшие кляксы на одной половинке листа. Затем сложить его пополам таким образом, чтобы они отпечатались. После этого нужно дать картине немного подсохнуть и вновь поэтапно повторить процедуру. Вскоре на листе начнут появляться образы, которые можно дополнить.