Больше всего кожных рецепторов (нервных окончаний) сконцентрировано на ручках ребёнка: его ладошках и кончиках пальчиков. Здесь уместно вспомнить слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Тактильные ощущения стимулируют умственную деятельность малышей. Задача перед педагогами и родителями - создать условия для обогащения представлений об окружающем мире, в том числе, через тактильные ощущения. Ребёнку недостаточно знать о зайчике, что он белый или серый (эти представления дают глаза), нужно узнать ещё и руками, что он - мягкий. А ёжик, оказывается, колючий.
Огромное значение тактильного восприятия можно понять из определения психологов, называющих его тактильным зрением.
Без тактильного восприятия у ребёнка не сможет сложиться всестороннее представление об окружающем мире.
Незаменимой в развитии тактильного восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях с психологом является дидактическая игра «Волшебный мешочек». Ход игры очень простой: в небольшой мешочек помещается несколько детских игрушек, отличающихся по форме, материалу, размеру, например, кубик, резиновый мишка, кольцо от пирамидки. Дети с большим удовольствием и интересом исследуют содержимое волшебного мешочка, пытаясь угадать название предмета на ощупь. Более сложный вариант игры: в мешочек можно положить фигуры, объёмные цифры или буквы. Подходит для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Можно ещё усложнить задачу: предложить исследовать предмет в мешочке то правой, то левой рукой, добавить парные предметы по форме и содержанию. Как видите, вариантов игры много, подходит детям любого возраста.
Таким образом, дидактическая игра «Волшебный мешочек» развивает у ребенка тактильную память и восприятие, способствует запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам, накапливаются представления об окружающем мире, обогащается словарный запас.